Что такое коммуникабельность и как ее развить: комментарий психолога
Умение легко находить общий язык с людьми из разных сфер жизни — ценный навык, который необходим каждому
От того, насколько просто и эффективно мы налаживаем общение с окружающими, зависят качество нашей работы, личной жизни и уровень уверенности в себе. Быть коммуникабельным значит не только уметь говорить, но и быть способным найти ключ к каждому собеседнику, будь то близкий друг, коллега или незнакомый человек на улице.
В статье рассказывается, что такое коммуникабельность, зачем она нужна и как ее развить ребенку и взрослому.
- Что это
- Зачем нужна
- Признаки
- Как развить ребенка
- Как развить взрослому
- Техники развития
Что такое коммуникабельность
Коммуникабельность — это способность человека легко вступать в контакт с другими людьми, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения, понимать и быть понятым. Коммуникабельный человек умеет интересно говорить, внимательно слушать и находить подход даже к трудному собеседнику.
Человек — существо социальное, то есть неразрывно связанное с обществом. Но многие люди боятся общаться с другими, даже если контакт происходит не напрямую. Например, часто встречается страх перед телефонными звонками (для записи ко врачу, в парикмахерскую, для брони столика в ресторане).
Поняв причину возникновения страха перед собеседником, можно приступать к проработке проблемы. Психолог Елена Кандыбина предлагает несколько вариантов избавления от страха перед разговорами с людьми.
- Бывает, что самое страшное — начать разговор. Заранее учите универсальные фразы для разных ситуаций или запишитесь на курсы по эффективному общению.
- В случае боязни общения с незнакомыми людьми попробуйте успокаивающие упражнения. Например, «дыхание по квадрату»: 4 секунды вдох, 4 секунды пауза, 4 секунды выдох, 4 секунды пауза. Активизируйте внимание и найдите вокруг себя пять однородных предметов. На протяжении нескольких минут сосредоточьтесь на какой-либо одной части тела, например руке.
- Трудности могут быть связаны со средой общения, что порождает неуверенность в том, что и как говорить. Изучите среду общения, понятия и правила, принятые в ней.
- Если страх перед общением неконтролируемый и его очень трудно подавить, возможно, это тревожное расстройство. Обратитесь за помощью к психологу или врачу-психиатру.
Зачем нужна коммуникабельность
Ниже объясняем, почему коммуникабельность важна и что конкретно она дает.
Удовлетворение базовой человеческой потребности
Общение важно для любого человека. Оно дает возможность уверенно и ясно выражать себя, свои идеи, мысли и стремления.
Продвижение по карьерной лестнице
Коммуникативные навыки помогут пройти собеседование и устроиться на хорошую работу. Умение грамотно формулировать свои мысли, работать в команде, не бояться задавать вопросы и поддерживать непринужденный разговор с коллегами и начальством дает сотруднику определенные преимущества. В дальнейшем ему будет легче добиться повышения. Во многих компаниях коммуникабельность становится важным критерием для приема на работу.
Укрепление межличностных связей
Коммуникабельность помогает налаживать доверительные отношения с людьми, что важно как в личной, так и в профессиональной жизни.
Личное развитие
Взаимодействие с разными людьми, получение новых знаний, обмен информацией расширяют кругозор и развивают критическое мышление.
Уверенность в себе
Человек, который умеет грамотно излагать мысли, отстаивать свою точку зрения и находить общий язык с другими, чувствует себя свободно и комфортно в самых разных ситуациях.
Признаки коммуникабельного человека
Как выражается коммуникабельность и что характерно для коммуникабельного человека:
- Умеет слушать. Коммуникабельный человек не только слышит, но и понимает, что ему говорят. Он по-настоящему участвует в разговоре, проявляет искренний интерес к сказанному, уделяет внимание вашим чувствам.
- Владеет искусством small talk. Такие «разговоры ни о чем» помогают завести знакомства с нужными людьми (например, для продвижения на работе). А если диалог не получился, нужно уметь завершить его.
- Адаптируется к разным условиям. Коммуникабельный человек без особых усилий «перемещается» из одной компании в другую, подстраивая свое поведение в зависимости от места и общества, в котором он находится.
- Хороший оратор. Он говорит грамотно, последовательно и излагает свои мысли убедительно, подбирает слова, понятные собеседнику, не злоупотребляет жаргоном или сложными терминами.
- Уверен в себе. Человек спокойно, но решительно высказывает свою позицию, не боится ошибаться и спокойно относится к критике.
- Уважает чужие границы. Важно знать, когда кому-то нужно дать личное пространство или не переходить к определенным темам. Коммуникабельные люди хотят и любят поговорить, но ценят комфорт других.
Как развить коммуникабельность у ребенка
Клинический психолог Эльвира Кетлер объясняет, что проблемы в коммуникабельности чаще испытывают застывшие и тревожные дети. С ними нужно общаться тактично и терпеливо. Нужно начинать создавать для ребенка ситуации успеха, которые будут способствовать развитию уверенности в себе. Для этого Кетлер советует выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не обойтись.
Психолог советует развивать у ребенка самостоятельность и инициативность, например, предложить ему дать деньги продавцу или самому попросить кого-то о чем-либо.
Как развить коммуникабельность у взрослого
Взрослый человек, как и ребенок, способен развить коммуникативные навыки. Этот вопрос не возраста, а желаний и усилий, которые он приложит. Хотя жизненный опыт уже сформировал определенные привычки и черты характера, это не значит, что они неизменны. Психолог Елена Кандыбина рассказала про развитие коммуникабельности у взрослых.
Техники развития коммуникабельности
Разобравшись с экспертами примеры и методы, которые применяются для развития коммуникабельности.
Leave feedback about this